Люблю эту экранизацию. Люблю героев "Фаренгейта", люблю цвета "Фаренгейта", люблю начало "Фаренгейта" с его антеннами. Люблю окончание "Фаренгейта" с людьми-книгами. Люблю середину "Фаренгейта", когда в доме за тайной дверью находят большую библиотеку и герой Оскара Вернера прячет книгу. Люблю Джули Кристи. Люблю весь "451º градус по Фаренгейту", потому что мне он говорит, о таких простых, но в то же время таких важных вещах.
- Скажите, почему вы сжигаете книги?
- Не знаю. Это моя работа, хорошая, очень интересная работа. В понедельник сожгли Милера, во вторник Толстого, в среду Уитмана, в пятницу Фолькнера, а в субботу и воскресенье Шопенгауэра и Сартра. Мы сжигаем их и остается лишь пепел - это наш девиз.
- Кстати, чем занимается Монтэг в свободное от службы время?
- Ничем сэр. Стригу траву.
- А если закон это запретит?
- Буду смотреть как она растет.
Пожалуй, только у европейского режиссёра могло хватить таланта и смелости, чтобы поставить такую картину. Если бы её снимали американцы это вылилось, либо в сатиру, либо в крутой боевик, как, например, упоминавшийся здесь "Эквилибриум". Хотя есть снятый ими "V - значит вендетта", но в те времена такое смогли сделать, только европейские, читай арт-хаусные, режиссёры.
Фильм, показывающий нам полный контроль над человеком, как физически, так и нравственно. Любые проявления инициативы, не предусмотренным законом, строго карается. Да что там инициативы, даже мысли не совпадающие с "простым общественном мнением", просто опасны, а книги играют роль рождению этих мыслей, следовательно и поступков, которые не угодны тем, которые подмяли общество под себя, себе же на благо.
Но "запретный плод сладок" и человек всегда останется человеком, в любых обстоятельствах - любознательный, целеустремлённый и свободный. Свободный от ограничений диктатуры, от не нужных, а порой и абсурдных, ограничений.
Несомненно, сравнение книги с экранизацией, чаще не в пользу последней, и я не буду заниматься этим неблагодарным делом, потому что очень люблю и книгу и картину Франсуа Трюффо, снятую по произведению знаменитого классика-фантаста Рея Брэдбери.
Книга - пророческая, великолепная, удивительная; и если удастся абстрагироваться от пророческих слов и воспоминаний, перенести всё своё внимание на голубой экран, попробовать оценить беспристрастно без книжного субъективизма, и сам фильм, - то сколь много замечательных деталей, продуманной и проработанной книжной информации, вдохновленной и воодушевленной в искреннем порыве донести с помощью визуальных средств, а также прелестных моментов, созданных с любовью и уважением к первоисточнику, но живущих собственной жизнью - явит данная лента.
Стильная и ультрасовременная из стекла, металла и пластика; не потерявшая ни капли в идейности; страстно эмоциональная вопреки холодному лику маски на изменившихся лицах людей будущего, - привлекательная как внешне, так и изнутри картина.
Сегодня - всё, что тревожило героев, намного актуальнее и ближе к собственной "шкуре" и, огромное количество сходств с современной действительностью - размножаются как бактерии в благодатной среде.
Люди-книги - вымирающая порода, люди-роботы - добро пожаловать в усовершенствованный мир беспроблемного, освобожденного от размышлений, гламурно-овощно-показного - сегодня. Люди с зомбоящиком вместо головы, в которых крутится заунывной шарманкой реклама, люди - с пустыми мыслями, сердцем и лишь желанием, условно-приобретённого характера, быть как все...
"451*..." - о опасности наступающего на пятки могущественного и беспринципного тоталитаризма, наслаждающегося полным контролем населения, будто извращенец вуайерист - подглядывающий за своими жертвами в узкую замочную щель; и конечно картина трогает острые наболевшие для всего человечества язвы - уродливые разновидности одной болячки - нацизма.
Как последствие всего этого прекрасно показано превращение народа в однообразную, безвкусную серую массу, вкушающую тот искусственный субпродукт, что подается с ложечки, масса - попирающая индивидуальность, учащаяся предавать своих близких во "благо" целостности нации, закрывающая глаза на несправедливость. Молчаливая, трусливая масса, прячущаяся в безликих, несгораемых домиках и забивающая страхи, истинные желания - аккуратненькими таблеточками. Вам это ничего не напоминает?)
В картине прекрасно удалось донести основную идею книги, будто отзеркалить в зрительные залы, а нам, в свою очередь - только и остается, чтобы еще раз заглянуть в это зеркало и оценить искажение собственного отражения...