Франц Егерштеттер – обычный мужчина из Австрии, который спокойно жил себе в родной деревне Радегунд, расположенной в живописных Альпах. Он был счастлив воспитывать своих любимых дочерей, наслаждался любовью жены – самой дорогой для него женщины в мире… Но с началом Второй мировой войны его размеренная и благополучная жизнь рушится, а Франц попадает в армию. Проведя некоторое время в учебной части, он сбежал оттуда и вернулся домой. Для него было недопустимым служить с нацистами, и ради этого он был готов на любые жертвы. В 2007 году католическая церковь причислила Франца Егерштеттера к лику святых.
Тайна этой жизни - как это главный герой нашёл в себе сил убеждения совести поставить выше собственной физической безопасности. Для большинства людей это тайна.
Даже не ожидал, что в наше время могут снимать такие фильмы. Всё, что в нем есть, показано изнутри. И даже свобода, которая в этом фильме представлена, как свобода от греха, тоже внутренняя. Отношения между мужем и женой - это нечто запредельное. Только так и должно быть. И ещё. В этом фильме нет ничего лишнего: ни одного события и ни одной минуты.
Если бы он шёл хотя бы 1ч30 ,вместо 3 часов, то пересилила себя и досмотрела бы до конца, но а так на 18 минутах решила выключить. Уж больно все затянуто и нудно.
Драма - размышление о вере, убеждениях, судьбе и свободе. Австрия, человек отказывается служить в нацистской армии, сразу становясь предателем Родины. Его семья тут же становится не угодной в родной деревне, но и жена осталась верна мужу. О силе духа, способной свернуть горы. Умное кино, 9 из 10.
Лучший фильм ушедшего года. В Канун Дня Победы очень даже рекомендуется. Пускай кино не о победе советского солдата, но оно о победе духа, укреплённого верой. 10/10 Подробно в рецензии.
Если кратко, то фильм посвящён "романтике" абсолютизма, т.е. фильм о человеке, счастливом семьянине, который отказался служить в армии, взять в руки оружие и, тем более, убивать. Это случилось в Австрии в период второй мировой войны. И чем это всё закончилось, рассказано в фильме. Смотреть фильм тяжело. Он фрагментарный, очень скучный и, на мой взгляд, неинтересный. Я так и не понял, что тайного было в этой жизни.
Терренс Малик по своему обыкновению не пошёл простым путём и сделал из на первый взгляд из простой истории, которую мы видели в сотнях вариантов, очередной философский трактат, впрочем, достаточно легко читаемый. Это история о человеческой свободе и ответственности, которая неотделима от неё, добре и зле, о справедливости, долге, чести и массе других высоких понятий, включая едва ль не основное – Веру. В своей традиционной структуре подачи Малик не изменился – у него такая же одержимость символическими образами природы с многочисленными кажущимися чрезмерно затянутыми кадрами, да и срединная часть фильма, как мне показалось, изобилует повторяющимися, дублирующими, похожими друг на друга сценами. Сильная, конечно, лента. Но хронометраж можно было бы и подсократить.
Сейчас можно было бы долго говорить о визуальном совершенстве картины. Но, знакомые с творчеством Терренса Малика знают, что его работы это киноискусство. Можно только поражаться гармонии между автором и оператором (Йорг Видмер), насколько эти два гения поняли и почувствовали друг друга.
Принимая как данность аудио-визуальное пиршество, нельзя не сказать, что Малик это то самое пресловутое кинонедлявсех и с содержанием его кинополотен у меня тоже не всё гладко и однозначно. Поэтому совершенно неожиданно почти три часа экранного времени пролетели на одном дыхании, время замерло.
Переходя к содержанию должен сказать, что я не был знаком с реальной историей Франца Егерштеттера, австрийского фермера отказавшегося в качестве призывника присягнуть Гитлеру, которого Католическая церковь в 2007г. причислила к лику святых. По сути, перед нами житие мученика. Не каноническое церковное, похожее на былинный эпос, а история маленького человека с большой верой перед навалившейся на мир тьмой. Хотя уговоры здравомыслящих доброжелателей почти слово в слово повторяют слова из мученических актов древности. Клятва на верность фюреру это же просто слова, произнеси их думая о чём угодно. Стоит ли из-за этого губить жизнь? Для нацистов он предатель, в глазах всего мира безумец, оно того не стоит. Стоит или нет, каждый зритель решит для себя сам, исходя из внутренних убеждений.
На протяжении фильма мысленно всплывают отрывки из Евангелия. Той его стороны, которая зачастую непонятна или даже отвергается многими христианами. Бог не только податель всяческих благ, Он также попускает моменты испытания веры, когда человек оказывается перед выбором между жизнью и житием, земным и небесным.
Картина построена на контрастах. Между альпийской деревенской пасторалью и нацистским рейхом. Между идиллией общинной жизни и жизнью семьи изгоя. Между утратой внешней свободы, насилием и унижением и обретением внутренней, духовной свободы…
Тайная жизнь довольно примитивный перевод, рождающий совсем не те ассоциации. Правильно было бы «Сокровенная жизнь» (сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1Пет 3:4:))
Аугуст Диль сыграл великолепно, но неизвестная мне ранее Валери Пахнер… за рамками оценок, это больше чем игра. Картина бергмановского уровня, не по стилю, а по значимости. Должен признать, что я был несправедлив в отношении 2019 года, как очень скудного на действительно стоящее кино. Так как именно в этом году Малик снял шедевр, которому без колебания отдаю пальму первенства в личном рейтинге.
В канун Дня Победы очень даже рекомендуется. И пусть кино не о победе советского солдата, но оно о победе духа, укреплённого верой. 10/10
На мой взгляд, русский перевод названия фильма абсолютно не к месту. У слова «hidden» несколько значений, но из всех их переводчик выбрал почему-то самое неподходящее: никакой «Тайны» ни в жизни главного героя, ни в фильме нет. По смыслу и содержанию картины, название могло бы быть: «Невидимая жизнь» или «Незаметная жизнь». Теперь о своём впечатлении от фильма. | Вначале о том, что понравилось: Сама история, основанная на реальных событиях. Красивые австрийские пейзажи. Быт фермеров небольшой австрийской деревни как есть, без прикрас, без искусственных декораций и антуража. Авторские (режиссёрские/сценаристские?) философские размышления о Чести, о Долге, о Вере, о Боге. Но у меня почему-то возникло ощущение, что режиссёр Терренс Малик подбирал (и корректировал по своему усмотрению) историю, ложащуюся на его размышления, а не подбирал свои мысли, которые могли бы лечь на реальную историю… Вот некоторые из тех, которые считаю интересными: «Не важно, как сильно бьёт молот. – Наковальня не может, и не будет давать сдачи. Наковальня переживёт молот. То, что куют на наковальне, обретает форму не только благодаря молоту, но и ей самой.» «Наша совесть делает из нас трусов. Будь осторожен: Антихрист умён – он искушает нас добродетелью.» Слова художника, расписывающего стены Храма: «Я рисую угодного им Христа, с нимбом над головой. Как мне показать то, что я не прожил? Однажды я, наконец, осмелюсь попробовать, но позже. Однажды я нарисую настоящего Христа.» О христианстве: «Мы просто взываем к жалости. Мы создаём обожателей, а не последователей. Жизнь Христа – требование, об этом не хочется вспоминать. Поэтому мы не видим, что происходит с правдой. Грядут тёмные времена. Люди станут умнее – с правдой не будут бороться, её будут игнорировать.» «Богу нужны не твои слова, а твои помыслы. Поклянись в верности (Гитлеру) и думай, что хочешь.» Эта мысль перекликается с неоднозначным и спорным фильмом Мартина Скорсезе «Молчание (Silence)» 2017 года, продолжительность которого, кстати, всего на 13 минут меньше «Тайной жизни», но, в отличие от последнего, он по моему мнению, более вдумчивый, прозрачный и честный. Без сомнительных режиссёрских «приёмчиков» и умничанья. Но самая главная мысль фильма, по моему мнению, выражена перед финальными титрами цитатой из романа «Middlemarch» английской писательницы XIX века George Eliot (настоящее имя Mary Ann Evans): «…the growing good of the world is partly dependent on unhistoric acts; and that things are not so ill with you and me as they might have been, is half owing to the number who lived faithfully a hidden life, and rest in unvisited tombs.» («Благоденствие мира отчасти зависит от неисторических актов; и то, что с вами и со мной всё не так плохо, как могло бы быть, наполовину объясняется числом тех, кто честно жил незаметной жизнью и покоится в безвестных могилах.») – Я целиком и полностью разделяю эту точку зрения!.. | Теперь о том, что не понравилось. Сильная затянутость фильма – почти 3 часа! Будь он в 2 раза короче – абсолютно ничего не потерял бы: все, даже мало-мальски значимые события, остались бы, всем философским размышлениям и немногочисленным диалогам вполне хватило бы места, и красота австрийских лугов и гор никуда бы не делась. Зато ушла бы банальность, нудятина и, - извините, - скука. Раздражающий «калейдоскоп» сменяемых друг друга видеообрывков, некоторые из которых на протяжении фильма повторяются с вариациями несколько раз. – На мой взгляд, ужасный, неудачный монтаж, который наверняка преследовал какую-то определённую цель, задуманную режиссёром, но в результате выглядит просто, как дешёвое видео-слайд-шоу, сделанное монтажёром-любителем. Впрочем, для данного режиссёра такой подход к подаче видеоматериала не впервой: к примеру, в картине «Рыцарь кубков (Knight of Cups)» 2015 г. он использовал похожие приёмы. Но там хоть картина длится всего 2 часа! :) А теперь, на мой взгляд, самое главное: несмотря на вышеперечисленные недостатки, картина ещё могла бы стать глубокой, если бы драматическая история, на основе которой сделан фильм, была честно и аккуратно вшита психологическими нитками в сюжетное полотно. Честно – значит, без каких-либо малопонятных и ненужных аллегорий, условностей, символизма и ретуши. По моему мнению, картине не хватило большей правды, большего трагизма, особенно в эпизодах с заключением Главного Героя (ГГ). Получается, быт семьи ГГ показан очень натурально и без ретуши, а сцены в тюрьме – с благопристойной цензурой. Нам показывают замах, но не показывают удара, нам показывают казнь, но не показывают кровь. Даже криков жертв не слышно. ГГ постоянно избивают надзиратели, над ним издеваются, а у него на лице – только пару небольших синяков. Это нечестно по отношению к Францу Егерштеттеру, как реальному человеку, и сотням тысяч других людей, замученных и сгнивших в фашистских тюрьмах и концлагерях. И если быть абсолютно честным, ГГ ещё «повезло» (прошу прощения за цинизм) по сравнению со многим другими жертвам нацистов: Он отбывал свой срок в каменных стенах, а не в деревянном бараке со щелями, через которые зимой наметал снег, спал на каком-то подобии матраса, а не на голых деревянных нарах, ему не засовывали под ногти иголки и не проводили на нём медицинские опыты, у него даже был адвокат и шанс выжить… В отличие от многих и многих других… Хотя, с другой стороны, я очень сомневаюсь, что Терренс Малик сделал документально-достоверную картину, скрупулёзно изучая сохранившиеся документы того времени, рассказы свидетелей и очевидцев. Поэтому, вполне возможно, что условия заключения Франца Егерштеттера были совершенно другие. Ведь не просто так многие критики творчества Малика видят в поздних его фильмах сплошное самолюбование и претенциозную патетику вплоть до полнейшей банальности, пусть и слегка приукрашенной. Во многом соглашусь с ними… Вот такие вот, вкратце, мои субъективные мысли об этом фильме. … :) Весьма спорная кинокартина, поэтому ставлю нейтральные 5/10, без рекомендации.