Жизнь главного героя была спокойной и размеренной, пока однажды в самолете он не повстречался с Тайлером Дарденом, человеком, плюющим на общество и бросающий ему вызов за вызовом. Главный герой, имя которого по ходу фильма так ни разу и не прозвучит, и Талер Дарден организуют Бойцовский клуб, странную организацию со своим уставом и жесткими правилами. По вечерам члены организации отводят душу набивая друг другу морду, но, как оказывается, цель клуба вовсе не в этом. Обществу давно пора преподать урок! Это и становится главной целью Тайлера Дардена.
Кинематографический успех определяют исключительно зрители. В каждом жанре имеются любимцы публики, и с ними посетителей сайта познакомит небольшая подборка лучших фильмов. За последнее время на экраны вышло огромное количество кинолент. Исключительно лучшие киноработы представлены для ознакомления.
Я решился написать комментарий к этому ПРОИЗВЕДЕНИЮ !!!!Все сложилась для меня в этом фильме!!!И отличный финал и двадцать пятый кадр и музыка группы PIXIES!!!Вообщем в свое время меня просто потряс такой кинематограф и по моей аватарке это заметно!!!!! Чего только стоит фраза - а ты уверен..что твои друзья не вымышленные
Сюрреализм этого фильма просто завораживает. При просмотре поначалу кажется, что фильм вроде бы не очень нравится, так как на первый взгляд, здесь вроде бы явная популяризация саморазрушения и насилия. Но это лишь только первое впечатление. Фильм символичен, и по сути гениален. Фильм о двойной природе человека.
Идиотический фильмец, не стоит тратить время. Ничего из увиденного и услышанного не пересекается с реальностью, это просто мирок режиссера, его примитивное видение, оно мне не нравится. 0/10
Есть книги обязательные для прочтения, музыкальные вещи обязательные для прослушивания, вот и этот фильм обязателен для просмотра. А уж какие мысли и чувства он в вас разбудит это уже вторично, точка сборки у каждого индивидуальна)
Посмотрел второй раз, после 15 лет с лишним от первого просмотра - помнилась в памяти только концовка. Поэтому было интересно пересмотреть с той т. зрения, что знаю чем всё закончиться, а детали давно стёрлись из памяти. Нортон красавец! Питт статист.
10/10 Трагедия достойная пера древних классиков. О том что мы потеряли в процессе "эволюции". Я про человеческое лицо. Жизнь ГГ превращается в ночной кошмар в попытке вернуть его. Но он не сможет этого сделать потому что не помнит как оно выглядит. А без этого все что происходит - Сизифов труд. Поставил бы в один ряд с Илиадой или Одиссей. Только здесь нет упоминаний про злых и добрых богов и их детей. Потому что все давно знают что бог зелёный, хрустит в руках, и имеет водяные знаки 🤣
Раз в год пересматриваю данную картину. Конечно приматы-потребители (коих эволюция обошла стороной) её не оценят. А высокий рейтинг фильма всегда будет наждачной бумагой в трусах, раздражающая их нежный розовый пукан... Если вы гордитесь своей тачкой, яхтой, айфоном или другими вещами которые произвели другие люди, то фильм точно не для вас...
все так хвалят этот фильм и рейтинг высокий! а на самом деле фильм про больных мазохистов, которые рабивают себе морду от безделия, актерский состав хороший, но а фильм полная хрень, еле досмотрел....
А по какой из причин они калечат друг друга, а? Не по той ли причине, что то общество не может дать им должной эмоциональной разрядки? Посмотрите как ГГ работает до и после вступления в Клуб. "До" его мучает бесперспективность, бессонница, огромная куча работы и начальник-козёл. "После" же, работа даётся очень легко ибо ГГ не нагружает себя и погружается в работу, зная, что всё это не просто так и кому-то он нужен, где-то он не просто шестерёнка, а человек. Человек, который может навалять своему клиенту, начальнику. Хоть и воображаемому.
Фильм про офисного работника-шестерёнку в огромной корпорации. Про то, что в жизни можно осуществить всё, нужно лишь отбросить сомнения, страх и идти вперёд. Про человека современного с мышлением потребителя, а не созидателя. Про то, насколько же много зверей, загнанных в клетку, готовых бунтовать против владельца зоопарка. И не воспринимайте проект "Разгром" всерьёз. Как и всё что происходит в фильме, ибо на то он и фильм, чтобы в нём происходило всё.
Хороший фильм . Очень трудно придумать интересный сюжет с повествующим закадровым голосом . Но не стоит переоценивать сюжет, прежде всего он придуманный , интересный, но лживо песимистически настроенный . И в первую очередь это фильм не про бунт, а про экстремизм, причем террористический . И его бы ни кто не пустил в прокат в конце 2001г (башни близнецы), поэтому повезло что его сняли в 1999.
Фильм заставляет задуматься, причем довольно серьезно. Он, несомненно, заслуживает просмотра. Хотя бы ради художественной составляющей, если не хотите забивать голову тяжелыми мыслями и тягостными размышлениями.
Культовый фильм. Голос поколения, потерянного в офисах, и встроенного в систему потребления. Фильм-бунт. Мятеж против навязываемых рекламой фальшивых ценностей и зажравшегося и тупеющего людского стада, покорно несущего деньги в обмен на ненужное им барахло. Есть только одна сила, способная объединять мужчин - тяга к саморазрушению. Братство стремящееся к освобождению от цепей мира, через избиения и физическую боль. В месте, о котором не принято говорить...
Фильм сложен для полноценного восприятия и понимания, но он, безусловно - яркое, уникальное, многогранное и запоминающееся событие в кинематографе. Здесь и протест против общества потребления, и альтер-эго главного героя, и отсылы к фрейдистскому эдипову комплексу, и попытка внутреннего освобождения от моральных устоев, и ницшеанская идея сверхчеловека, и идеи примитивного коммунизма, а временами - сектантства и фашизма... Не ждите развлекательного зрелища, картина имеет очень много сложных слоёв, которые не всегда воспринимаются просто и однозначно.
Фильм просто потрясающий сознание. Когда смотришь его второй раз начинаешь замечать 25 кадр и моменты когда начался переломный момент. Одним словом шедевр, который и спустя 10 лет после первого просмотра хочется пересмотреть снова.
Переоценённый фильм. Конечно посыл о том что нам нужно вернутся "в начало" мне близок. Однако порой персонажи фильма слишком в лоб говорили эту мысль (да ещё и настолько часто что хотелось крикнуть:" да понял я ваш "великий" посыл!"). К актёрам конечно претензий нет. Все играют отлично. Сюрреализм быстро бросается в глаза. Однако "второе дно понимания" картины безусловно является главным плюсом! Советую смотреть этот фильм с температурой. Тогда вы будете на одной волне сумасшествия режиссёра и не только))). 6/10
Ещё один топовый фильм разочаровал. Много психологических триллеров видеть приходилось, но этот не считаю особым и триллером. Главный герой бесит весь фильм, конечный итог предсказуем.
Наверное очень трудно смотреть данного рода фильмы со скудоумной фантазией, но вам видней.
Мне не очень то понравился фильм. Вроде и актеры подобраны что надо, и сюжет затягивает... Но что-то не хватает этому фильму. Финал предсказуемый, но смотреть было интересно. Мое мнение 50 на 50.
Ещё один топовый фильм разочаровал. Много психологических триллеров видеть приходилось, но этот не считаю особым и триллером. Главный герой бесит весь фильм, конечный итог предсказуем.
все так хвалят этот фильм и рейтинг высокий! а на самом деле фильм про больных мазохистов, которые рабивают себе морду от безделия, актерский состав хороший, но а фильм полная хрень, еле досмотрел....
Нечем молодым заняться , вот и придумывают себе развлечения . Фильм полная шляпа .
фильм просто шедевр, легендарный, изменивший целое поколение людей, обязателен к просмотру, офисным хомякам за стабильность в виде микро зп не понять, но мне в 99 было 12 лет, я посмотрел случайно ночью и это было шоком, открытием, ударом по мировозрению, пересмотрено в разных возрастах много раз и до сих пор лучший фильм, который я когда либо смотрел, эталон, идеал, музыка, сюжет, актеры, идея фильма, реализация все на такой недосягаемой для остальных фильмов высоте, врят ли когда то снимут продолжение, хотя вторая часть в виде графического романа недавно вышла и сюжет там очень годный
Отличный фильм! Конечно, он не для всех. Это психологическая криминальная драма. Крутые актёры: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Джаред Лето. Фильм потрясный, а финал неожиданный. Только вот жаль, что этому фильма так и не достался Оскар. Фильм про наше общество. Про то, какие эмоции человек хочет выпустить на волю, и как этому человеку этого не дают сделать. Из-за этого люди порой просто забываются, и сами могут не понимать, что происходит. Как людей разрушают изнутри их же желания и эмоции. А музыка в конце-просто рай для ушей. Жалко, что я уже посмотрел этот фильм. Думаю во второй раз уже не так будет смотреться. Это настоящий ШЕДЕВР! 10/10
Я его посмотрела недавно, несмотря на то что фильм старый, и совершенно не почуствовала в фильме никакой временной разницы. Он сейчас смотрится как современный, и помоему актуально
Я вообще непонял даного кина, он либо слишком гениальный для меня либо топой до , чуваки собирались чтобы набить себе морды, и им ето нравилось.. я вроде так понял етот фильм? Я думаю если снять реально как чувак выходит каждый день из дома чтобы идти по городу и посылать всех ! И смотреть что с ним делают, - думаю так былобы интереснее.
С каждым просмотром все больше убеждаюсь в том, что протагонист в итоге проиграл... самому себе. Или как пелось в шлягере Олега Кваши,
Осторожно - спойлер!
(воображаемых)
"друзей на бабу променял". Да и сам обабился. В конце уже и не понятно, кто кого за ручку держит, даже "платьица" похожи. "Бойцовский клуб" - это не самое сильное кино о гендерных сдвигах, тут не самая острая критика общества потребления, это не самое мощное кино про "раз на раз". После n-го просмотра сюжетный твист уже не будет поражать, а тонкие намеки начнут казаться банальными трюками. Встанет вопрос: почему это кино производило ТАКОЕ сильное впечатление? Вот тогда самое время вспомнить, что "Бойцовский клуб" - это, прежде всего, оригинальный, интригующий триллер, мастерски рассказанная история. И если вы еще не знакомы с этой историей, то я искренне завидую. 10/10
ЗЫ А еще кин забавный. Пусть не искрометная комедия, но от всего этого бедлама становится весело...
все так хвалят этот фильм и рейтинг высокий! а на самом деле фильм про больных мазохистов, которые рабивают себе морду от безделия, актерский состав хороший, но а фильм полная хрень, еле досмотрел....
Я то надеялся, что реально прорывное кино про парней познающих себя через драки. А оказалось типичное как тарантиновское банальное гавно, набор подростковых понтов, которые пытаются выдать за философию. Я разочарован.
познающих себя через драки??? понты? ты вообще какой фильм смотрел? трезвый ли смотрел? может не в фильме дело
Я то надеялся, что реально прорывное кино про парней познающих себя через драки. А оказалось типичное как тарантиновское банальное гавно, набор подростковых понтов, которые пытаются выдать за философию. Я разочарован.
Шедевр. Жесткий порой до невыносимости, но очень захватывающий. С Первой минуты цепляя и держа в напряжении. Величайшие актеры сыграли поразительно. Питт красава его игра была великолепна. Как ты познаешь себя, если не разу не дрался.
Педальный Ролик пишет: Смысл то, что единственное, что может противопоставить человек обществу, если оно его не устраивает - это разрушение и хаос, ибо общество есть порядок.
Если человека не устраивает общество, он может противопоставить этому собственное душевное спокойствие и абстрагирование от такого общества. А разрушение и хаос… Всегда есть те, кому не нравится существующее общество. Если все мы будем противопоставлять разрушение и хаос, то это вечная война. Собственно, это сегодня и происходит. Вас это устраивает?
Фильм отличный, как и большинство фильмов Финчера. Говорят, что практически любой сценарий можно вписать в классическую схему: Золушка, Ромео и Джульетта и.т.д. А здесь промелькнул Достоевский. Краешком ! Может от того что Финчер в интерьвью говорил о своей любви к Русской литературе.
Отличный фильм, очень глубокий. Заставляет пересмотреть свой взгляд на многие вещи, на окружающих, на себя в целом, свои цели и мысли. Это лучшая картина Питта, благодаря которой я посмотрела на него совершенно по-новому, прекрасная карточка для Нортона, из-за которой он теперь 100% в списке любимых актеров. Впечатляет, но сюжетную линию я каким-то образом предсказала в самом начале и была поражена этим.
Скрытый текст
Обращаясь к предыдущему комментарию, хочу сказать, что тоже провела параллель с "Островом проклятых", но это скорее персональное сравнение.
Нормальный фильм так что разок взглянуть можно а кому по душе такие фильмы могу порекомендовать "Остров проклятых" (Shutter Island) или Палата (The Ward )
Ну больно технократией, потреблятством и прочими индустриальными прыщами наше общество. И чё? Квасилили бы друг дружке сколько влезет сопатки по подворотням, коли их это так прёт, но нахрена небоскрёбы с сотнями левых людей взрывать?
Они начали разрушение окружающего мира сначала с самих себя, когда этого показалось мало, взялись взрывать небоскребы. Смысл то, что единственное, что может противопоставить человек обществу, если оно его не устраивает - это разрушение и хаос, ибо общество есть порядок. Причем авторы не утверждают, что разрушение - это хорошо. Там конфликт в конце на этой почве и возникает. P.S. Людей в небоскребах не было, они же не убийцы!
Нормальный фильм так что разок взглянуть можно а кому по душе такие фильмы могу порекомендовать "Остров проклятых" (Shutter Island) или Палата (The Ward )
Хе-хе, идеология садо-мазохизма + шизофрения. Если вам не хватает ощущений, разбегитесь и врежьтесь в стену башкой. Психиатры поколдуют над вами, и вы станете полноправным членом подобного бойцовского клуба. Мог бы дать совет, как довести себя до подобного состоянии без психиатров, но вызову шквал критики. Смотрите и наслаждайтесь постановочной, не имеющей никакого отношения к жизни, мерзостью. А, вообще, на вкус и цвет...
Витольда Мужева Причём здесь «заблудшая овца»? Если проводить аналогии, то тут скорее уместней «Белые вороны» Ну торкнуло ребятам "себя выражать". Но себя выражать же можно по разному. В том числе заняться креативной штуковиной, выдуманной такими же «воронами» и называемой пышным (верней замыленным) словом – «творчество» (которое тоже далеко не всегда созидательно). Ну больно технократией, потреблятством и прочими индустриальными прыщами наше общество. И чё? Квасилили бы друг дружке сколько влезет сопатки по подворотням, коли их это так прёт, но нахрена небоскрёбы с сотнями левых людей взрывать? Короче социапатами педальными эти «белые вороны» оказались. Ни философской концепции, ни сути, ни идеи я, лично, здесь не уловил. А о кульминации сей басни и упоминать не буду… Ваще ничё не понял Быть может перед просмотром книжку было бы не плохо прочесть. Может быть, но для этого нужно время, а его не хватает. А в данный момент я лишь фильм посмотрел. И есть чувство что многое без прочтения не уловил. Если кто – чё разъяснит – буду рад (особенно в концовку я не въехал).
Витольда Мужева: Ну как тут удержишься... "Фильм ничему нас не учит"... фильм не должен ничему учить - это не учебник - это отражение (безусловно, в значительной мере, субъективное) мира, таким каким его видит автор...
Да, фильм и не должен ничему учить, в этом Вы правы (хотя это вопрос дискуссионный). Так писали Достоевский, Толстой, Чехов, Гончаров и другие наши замечательные классики. Они и не учили, они именно субъективно отражали действительность – так, как они её видели. Но в этом фильме отражение действительности не является основной темой, здесь есть руководство к действию. Здесь дается решение, этому посвящено основное время фильма. Так что как раз этот фильм пытается учить. И уверен, не всем по душе (мягко говоря) те методы, которыми это кино учит бороться с действительностью.
Фильм по своему интересен, есть некий философский посыл, который может иметь множество толкований, что и в общем-то и наблюдается в обсуждении фильма, кому-то он не нравится некоторыми моментами, можно даже назвать его эпатажным. По этой причине рекомендовать не буду, но тем не менее фильм нашёл своего зрителя.
За что я люблю этот фильм? 1. За неподражаемого Бреда Пита 2. За лучшую цитату: Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить вещи, нам не нужные.... 3. Этот фильм заставил задуматься не только меня, но и многих. А кто мы? Куда ведет вся эту рутина? А хватит ли смелости чтобы все изменить? Я однозначно рекомендую его посмотреть, ведь развязка в финале весьма неожиданная.))
Ну как тут удержишься... "Фильм ничему нас не учит"... фильм не должен ничему учить - это не учебник - это отражение (безусловно, в значительной мере, субъективное) мира, таким каким его видит автор... На мой взгляд, видение картины современного мира - весьма точное. Ну мы же не идем на выставку импрессионизма, чтобы научиться чему-то... Хотя, может кто-то и ходит за этим)
даже не смогу сказать сколько я его раз уже посмотрел , редко когда фильм не хуже книги , "на игле" мне понравился больше чем книга как и "правила секса" , других не припомню
Пардон, но фильм на любителя. Для меня он слишком жестокий и даже мерзкий. И все ради чего? Это похоже на высказывания, что книга "Американский психопат" классика. Да, проблемы поднимаются и там и там, но не фильм и не эта книга, к примеру, нас ничему хорошему не научат. Любовь и доброта с обратной стороны, а все , что в черном цвете, надо стараться обходить стороной. Для души и мозгов полезнее будет. Я покурю в сторонке от этого фильма.
Фильм-легенда – так о нем, в основном, пишут и говорят. Извиняюсь перед поклонниками, я не разделяю восторгов. С самого начала пытался нащупать идею режиссера, но не нащупал. Честно говоря, отвратительное зрелище, остался очень неприятный осадок. Как я не пытался найти суть, так и не нашел. Противопоставление себя обществу, всем мерзостям и несправедливостям, созданным обществом, может принимать еще более мерзкий и несправедливый характер. Фильм о заблуждениях. О заблуждениях, возведенных в культ! А фильм и стал для определенной части общества культовым.
Присоединяюсь к данному мнению. Когда то сам с удовольствием смотрел этот фильм, уж очень зачётная у него атмосфера и саундтрек, но повзрослев воспринимаю его иначе. О какой именно "особенной философии" многие здесь упоминают? Как я понимаю имеется ввиду философия выхода из стада (а толпа это всегда стадо) для пробуждения и проявления своей индивидуальности. Если так, то эту затёртую до дыр "философию" в этом фильме извратили как могли. Насилие и саморазрушение далеко не лучшая альтернатива потребительскому мышлению и заселению ширпотребного хлама. Вообщем фильм действительно о заблуждениях. Заблуждениях возведённых в культ.
Не всегда ли овца, отбившаяся от стада называлась заблудшей? О заблуждениях - согласна, пожалуй. Однако идея фильма, вроде не так уж и сложна, включает в себя и тот аспект, что в глубоком заблуждении находится и само общество, представляющее стадо баранов, конвульсивно дергающихся за определенными манками. Вырвавшийся из этого душного круга человек, вероятнее всего, ступил на путь скользкий, пусть даже, на путь заблуждений (хотя не многовато ли заблуждений на квадратный дециметр текста?) Но это же классика современной культуры,немного (О!) даже диссидентством попахивающая - пойти против течения, выйти из потока и пр., пр., пр. Причем не просто выйти, а именно разрушить весь этот уютненький мир, даже самого себя. Разрушить, потому что... об этом чуточку позднее. Я прекрасно понимаю, что конструктивной идеи фильм никакой не несет, у Поланека вообще туго с конструктивизмом. Но о каком конструктивизме сейчас может идти речь??? 20 век - агония цивилизации, 21 - кома, все что сейчас происходит - это как рост ногтей и волос у покойника (ну несколько часов после смерти продолжается). Так вот, сейчас период конца, распада культуры, период завершения большого цивилизационного цикла. Никому ничего не буду доказывать, просто говорю то, что я лично знаю, как к этому относиться - личное дело каждого. Этот конец, распад, завершение - как угодно, чрезвычайно созвучен с такими вещами как Поланек, фильм Финчера. Собственно, в этом, на мой взгляд, философская концепция, суть, идея.
Сюжетный твист преподносится так вяло, что никакой неожиданности и нет. Весь фильм ожидаешь такой концовки. Так она ещё противоречит событиям, которые предшествовали ей.
Отличный фильм! Конечно, он не для всех. Это психологическая криминальная драма. Крутые актёры: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Джаред Лето. Фильм потрясный, а финал неожиданный. Только вот жаль, что этому фильма так и не достался Оскар. Фильм про наше общество. Про то, какие эмоции человек хочет выпустить на волю, и как этому человеку этого не дают сделать. Из-за этого люди порой просто забываются, и сами могут не понимать, что происходит. Как людей разрушают изнутри их же желания и эмоции. А музыка в конце-просто рай для ушей. Жалко, что я уже посмотрел этот фильм. Думаю во второй раз уже не так будет смотреться. Это настоящий ШЕДЕВР! 10/10
Бойцовский клуб. Фильм который обязан посмотреть каждый владелец майки с Чегеварой и им сочувствующие. Экранизация романа Чака Паланика. В экранизациях чаще всего встречается проблема, когда текста или слишком много или слишком мало. В первом случае не удается впихнуть весь смысл в 1,5 часа эфира. Во втором приходится нести отсебятину с шансом обрушения на картину праведного гнева, тех кто умеет читать и пользуется этим скилом. В нашем случае, всё ровно. Картина максимально приближена к книге. За исключением концовки. И отсутствия нескольких эпизодов. Картина Абсолютно оправданно считающаяся культовой. Смысл фильма в попытке вырваться из цикла обыденности. И деление личности главного героя на 2х отдельных один из которых хочет вылезти из общества через уничтожение последнего в том виде в котором оно сейчас. А второй смирился с происходящим и пытается приспособится к текущему положению дел. Ограждая себя бетонными стенами. И благами цивилизации, одинаковыми и однотипными. Переставная думать, как зомби повторяя одни и те же действия. Забыв что он царь зверей самое опасное животное из ныне живущих на земле. Животное которое само загнало себя в клетку. И ограничивает свои возможности по собственной воле. Но постепенно понимает, что в то время как его сознание пытается сохранить все брага цивилизации, его подсознание с ними активно борется с помощью взрывчатки изготовленной в домашних условиях. Война с самим собой. Тайлер это часть тебя которая хочет создать новый мир и остаться в истории. В истории не остается офисный планктон. Он проживает свою жизнь незаметно и не выделяется потому нужно, что-то сделать, что-то масштабное. Например создать новый мир без ограничений, без одинаковых каталогов мебели, без однотипной работы, без многоквартирных домов похожих друг на друга снаружи и одинаковой планировки квартир внутри. Избавится от цепей которые ты носишь. Избавься от балласта. Освободи разум от ерунды которая в нем варится, пусть врем будет только одна мысль- как выжить? В фильме встречается большинство рецептов из поваренной книги анархиста как то: Мыло из жира, Глицерин из мыла, Нитроглицерин из глицерина. Не берусь утверждать их подлинность но скорее всего они липовые. Если бы они были настоящими, толпы неуравновешенных читателей коллективно варили бы напалм из апельсинового концентрата. Протест прогрессирует от мелкого хулиганства вроде добавления мочи в суп или вставки порнографических 25х кадров в мультики, в подпольные бои, которые показывают на что ты способен, какой предел твоих возможностей и как ты бесполезно не пользуешся этим скилом протирая штаны в офисе. А что дальше - взрывы небоскрёбов. Нам нужно очистить мир чтоб построить новый на его развалинах. В книге главный герой умирает. Но на небесах, его помнят, но нет помнят не его помнят Тайлера, а Тайлера больше нет. Нет потому, что Герой больше в нем не нуждается, он понял несовершенство общества. Но только после своей смерти. В фильме он останется жив и будет видеть взрывы так рушится мир для того, чтоб он построил новый. Достойная концовка.
Нужные фильмы приходят случайно и именно в тот момент, когда ты можешь максимально много осмыслить в них. Жизненные события, предшествовавшие фильму описывать не буду – долго, нудно, да и ни к чему. Я, наверное, очень долго не могла повзрослеть, найти себя. И казалось мне, что я одна такая, вынужденная жить внутри себя и только поддерживать видимость внешнего социального присутствия... Не случись событий, толкнувших на радикальные меры, я бы до сих пор так и жила в своем «10-м королевстве». Но жизнь стремительно начала: хук справа, слева и вот я уже корчусь на полу. Отдышаться не получалось. Плевки кровью, сломанные ногти, и это все в моем прекрасно устроенном мирке. Бессонные ночи и ведра корвалола в реальной жизни. Прелюдия окончена. Фильм захватил сразу и потащил как Анну Каренину паровоз, наматывая на колеса остатки старых навязанных стереотипов. Идея саморазрушения, проходящая через весь фильм, показалась вдруг естественной и логичной. Современный человек каждую минуту разрушается. теряет частицу себя, поддаваясь на рекламу, коллективные стереотипы, да мало ли как. Здесь идея разрушения направлена не на себя в первую очередь (хотя…). Она направлена на социум в той форме, в которой он существовал к рубежу веков. Как бы не казалась наивной идея «мы наш, мы новый мир построим», обязательно нужно «до основанья, а затем». Здесь герои постепенно реализуют эту идею, через возвращение к своим архаическим корням: мужчина-воин. Нет программы, что делать дальше, но она и не нужна на этом этапе. Важно именно «до основанья». Нужны решительные люди, которым нечего терять, и которые способны перевернуть представления о мире. И в фильме у них это получается. Неминуемо будет «затем», болезненное как похмельное утро. Разброд умов и тел. Но лучше уж пепелище, чем духота бумажного благополучия. Я остро почувствовала единение с автором в этой жажде хаоса, конца… Пусть будет конец всему, лишь бы ЭТА жизнь исчезла. Мысли мои асоциальны и утопичны. Но это и есть фильм-утопия для коллективных мозгов, живущих, ходящих на работу, рожающих, растящих детей вместе, и вместе же в рядочки укладывающихся в жадные рты сырой земли. На мой взгляд, основная цель фильма – показать человеку, находящемуся в диссонансе с социумом, что он, как никто другой, нормален, что кривое именно зеркало, а не лицо. К 30-ти годам совершенно нормально оглянуться вокруг и узреть что, как там, у классика, «земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Лес на редкость сумрачный и однообразный и вдруг становятся понятными мотивы самоубийц или людей бросивших мирское и подавшихся в разномастные монастыри. Но каждый сам находит свое перевоплощение (разрушение, изменение, как кому дано). Я знаю только одно - худший вариант саморазрушения – овеществление, заколачивание своей внетелесной сути в гроб обыденности, обрамленный венками с надписями «Все так живут».
Здесь не могу не высказать свою позицию. Посмотрел 10 лет спустя после выхода. За это время мельком слышал восторженные отзывы. Действительно, снято, безусловно, талантливым режиссером, хорошая игра актёров, отлично прописанные диалоги. Очень сильная сюжетная линия (всё по делу, всё к месту), весьма захватывает, правда... До первого мордобоя. Далее по нисходящей. Фильм не несёт ни одной идеи, полезной уму, сердцу. Он о разрушении себя как личности. О разрушении всего вокруг. Без цели. Ну уничтожите цивилизацию, останетесь на пепелище. Никому не нужен, никого не любишь (Тайлер трахался как спортом занимался, помните?). Дальше что? Что в замен? Регрессировать в обезьян? Свобода, скажете? Ничего подобного. В любом социуме есть лидер, даже в первобытном - вожак, есть иерархия, есть законы (писаные или негласные). В фильме люди пошли за психом и стали ещё большими рабами, марионетками в его руках. Ведь можно быть свободным клерком, а можно - несвободным руководителем. Всё в вашей голове. Как вы себя ощущаете. Насколько вы уважаете себя. Способны ли иметь собственную точку зрения, чтобы не гнаться за брендами, например. Да, на работе мы обязаны выполнять задания начальства, мы зависимы в большей или меньшей степени. От этого зависит успешность предприятия, а, значит, других сотрудников. Важно, конечно, чтобы деятельность механизма, в котором вы являетесь винтиком, была благой. Но вне работы вы свободны! Выражайте себя. Рисуйте, пишите, общайтесь, спорьте, ищите истину. Но надобно помнить, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Не следует навязывать свою систему ценностей, тем более насилием. Имейте совесть, в конце концов!
Теперь про кредитную систему, ярыми антагонистами которой являются герои фильма. Я, конечно, не экономист, но, думаю, что, пошатнув экономику, жить дальше будет ещё сложнее (теперь уже всем). Ведь предприятия, чтобы поддерживать производство, сами кредитуются у банков, т.е., в конечном счёте, пострадает сам рабочий. В конце концов, не все могут позволить себе совершить крупную покупку наличными. Зачем лишать их такой возможности? Я согласен, что нужно напоминать верхам, что те зависят от низов. Только нельзя ли орудовать словом. Собрать единомышленников, организовать партию, привлечь внимание СМИ. Естественно, понадобятся деньги, ну так среди состоятельных не все самодуры. Кто-то из них тоже разочарован в системе. Есть те, кто жертвует состояние на благотворительность. Это также о чём-то говорит. Не все смогут достичь результата, но единицы пробьются и смогут устроить "рабовладельцам" невыносимую жизнь, повернув весь гнев общества против них. И потом, вариант осуществления идеи в фильме (про те же самые верхи-низы) не только разрушителен, но и подан весьма рафинированным образом. Помните сцену с "будущим ветеринаром"? Тайлер наставил на него дуло, он взвинчен, все ли последовавшие его примеру смогут притормозить? А если он нажмёт на курок случайно? Парни молотят друг друга так, что можно всю оставшуюся жизнь работать на лекарства, а то и вовсе вынесут вперёд ногами. Вы хотите выглядеть как Джаред Лето? Его вообще трудно узнать после того, что с ним сделал герой Нортона!
В общем, фильм с художественной точки зрения неплох. Но лучше таких не снимать. Если зерно падет на благодатную почву в виде неокрепших подростковых мозгов, жди беды. "Мы всё равно все умрём". Да, мля, посеяв хаос и разрушение, всеми проклинаем, перевернуться в гробу, если земля ещё примет... В конце рушатся здания. Тайлер говорит, что в них нет людей. А он абсолютно уверен? Что, если кто-то задержался? А радиус поражения после падения небоскрёбов? На улицах тоже никого нет? Нет машин? Я понимаю, что это символизм. Мы старый мир разрушим и лучше мир построим. Но потому я и говорю про зёрна и неокрепшие головы, что кто-то может воспринять всё буквально, как руководство к действию. Послушайте! Потому фильм так и опасен, что снят мастерски, что Финчер дал последователям Тайлера железобетонную основу в виде идеи о справедливости, коей они будут прикрываться и успокаивать свою совесть !..
А так, чисто с художественной точки зрения, я поставлю этому творению Финчера 4.