"Просветления Уайта" невероятный дебют английского телевизионного режиссёра Доминика Мерфи. Идеальный, практически черно-белый визуальный ряд для клипов Sixteen Horsepower и T Bone Burnett'a. Страшнейший образ глубинки на Востоке США. В горах Аппалачи, раю самогонщиков, в Западной Вирджинии живет трудный подросток Джеско Уайт (самоотверженный мужчина Эдвард Хогг и отважный мальчик Оуэн Кэмпбэлл). Он нюхает бензин и жидкость для зажигалок. Его отец, выплясывающий чечётку под сопровождение банджо, регулярно отправляет отпрыска в исправительную колонию. Но и там он учится только что резать лица бритвой самым наглым сокамерникам. Кровь, грязь, ярость и побои - таков постоянный рефрен юности Джеско В сумасшедшем доме он узнает о гибели отца, успевшего передать ему умение танцевать. И дальнейшая жизнь Джеско будет двигаться в направлении музыкальных гастролей по придорожным барам и в стремлении отомстить убийцам за гибель отца. Случайная связь с сорокалетней замужней женщиной (фантастическая Кэрри Фишер, неузнаваемая Принцесса Лея Органа) казалось бы даст ощутить надежды на тихую спокойную жизнь. Но истощенная психика токсикомана и неврастеника сделает сбой, закончившийся трупом врага, дикими галлюцинациями и поеданием собственной плоти.
"Просветления Уайта" безумное, клокочащее ведьмино варево из "Гуммо" Корина, "Мертвеца" Джармуша, сцен с реднеками из "Избавления" Бурмена, "Зловещих мертвецов" Рейми и австралийских антивестернов. Документализмом бытовых сцен, этим иконостасом опухших беззубых рож с сальными спутанными волосами и залитыми кукурузным первачом глазами гордился бы и Ларри Кларк. Фильм просто смердит как сдохшая белка и развивается по логике недельного запоя. Джеско, бездумно танцевавший словно цыпленок из тех знаковых кадров "Строшека", под которые повесился Ян Кертис, превращается в жутчайшего, нагероиненного мстителя, дающего фору даже герою "Крота" Ходоровского. Сцены наркотического прихода в засранном до потолка туалете бара для дальнобойщиков, сопровождаемые музыкой леденящей кровь в жилах, одни из самых кошмарных и авангардных в истории кинематографа.
Награды и фестивали:
- Номинация на награду Британского независимого кино (BIFA) – лучший начинающий актер
- Фестиваль британского кино в Динаре — «Золотой Хичкок»
- Фестиваль Fant-Asia в Монреале — приз жюри
- Кинофестиваль «Сандэнс» — участник программы
- Берлинский кинофестиваль — участник программы