Действие разворачивается в Польше в первые годы после окончания Второй мировой войны, в городе Лодзь. Талантливый художник Владислав Стржемински работает в Национальной школе изобразительных искусств. Его студенты пребывают в полном восторге от своего педагога и буквально боготворят его. Молодые художники считают своего наставника настоящим мессией в области современного искусства. Но у официальных властей совершенно другое мнение на этот счет. За несоответствие социалистическим догмам Владислава изгоняют из учебного заведения и исключают из Союза художников. Не в силах пережить такое отношение, он готов на крайние меры…
Потрясающая роль Богуслава Линды. Но большинству из нас фильм неизбежно покажется куцым: биография Стржеминского гораздо богаче и трагичнее, чем то, что показал Вайда. Начать хотя бы с того, что Стржеминский - не только польский, но и русский герой. Ногу и руку он потерял в русской армии в Первую мировую, где, помимо прочего, участвовал в той самой легендарной "атаке мертвецов" у Осовца. Не менее захватывающая тема - его роман с Катаржиной Кобро, прекрасным скульптором, которая, собственно, и сделала его художником. Штука в том, что в Польше про все это уже наснимали кучу всякого-разного - и Вайда из этого исходил. И потому просто показал эпизод. Чтобы этот эпизод оценить, надо, как раньше говорили, "приходить на просмотр подготовленным".
Как было пройти мимо последнего творения недавно ушедшего из жизни 90-летнего мэтра, классика мирового кинематографа Вайды? Никак нельзя было. Понятно, что не каждая картина режиссёра обязана быть выдающейся. Не выдающаяся и эта. Хорошая, конечно, но… О деятелях культуры и науки, представление о прекрасном которых не совпадало с мнением партии и правительства в СССР и стане соцлагеря середины прошлого века, о том, как Система выдавливает их из себя, разрушая духовно и физически, снято достаточное множество преимущественно телевизионных фильмов и сериалов. Вайда и история профессора Стржеминского в этом плане не оригинальны. В плане постановочном, увы, тоже, несмотря на вкрапления скрытых намёков и символических образов. Но Линда – да, великолепен. «Казус Кукоцкого» Улицкой-Грымова, к примеру, производит гораздо бОльшее впечатление. Но – вечная память Мастеру!