Общая оценка 27 голосов Можете оставить свой голос отметив одну из звездочек. Рекомендаций 17 Всего рекомендаций 17 | Харакири
(1962)
|
Название фильма
Название антологии




Честь самурая стала лишь видимостью, говорит главный герой, пришедший к этому выводу в результате горького опыта. Выход - конечно борьба, любой ценой, потому что самурай всегда готов к смерти, и традиционно для подобных фильмов большее мастерство и умелость живёт в руках того, кто самурай не только по умению владеть мечом, но и по духу. Для него и бессмысленная борьба - не напрасна.
Настоящее пиршество для любителей этнических фильмов, моно-национальная и в тоже же время универсальная притча о справедливости и правде.

Просто шедевр. И вообще мне по душе японские черно-белые фильмы 50-60-ых годов.."7 самураев", "Расемон" и другие и не только самурайской тематики - "Жить".
Точно подмечено.



На самом деле, фильм о том что вне времени, вне территории, о вечных вопросах.О том, что в Христианстве называется фарисейством. О формальном, внешнем исполнении предписаний и обрядов, без человеколюбия. "Будь жесток к себе и милостив к другим", говорил Конфуций, в жизни же как правило мы поступаем наоборот.
Сам ритуал харакири (как самоубийство), для меня не приемлем в принципе. Но фильм Масаки Кобаяси одновременно и самурайский и анти-самурайский. Он говорит о чести самурая и о извращении и злоупотреблении этим понятием. Находившаяся в состоянии феодальных войн Япония всегда нуждалась в доблестных самураях. Когда у власти стал сёгунат (объединив страну), многие самураи стали ронинами (не имеющими хозяина) и скитались живя впроголодь. И до этого нет никому дела. Фильм гуманистичен, в нём сильный нравственный, и отчасти социальный подтекст. Кино конечно больше мужское, мужчинам его и рекомендую.
Ставлю 5+++ Актёры сыграли отлично, а оператор просто волшебник.
У Масаки Кобаяси есть ещё потрясающий фильм "Восставший" (1967) очень рекомендую.
А Синобу Хасимото является сценаристом лучших фильмов Кобаяси и Куросавы. Поэтому в них много общего.


игра актеров и сцены на высоте, если фильм Перевал Великого Будды (меч судьбы) понравился, этот ему не уступит.

14 Фев. 2023 12:11 Прямая ссылка
Итак, Япония 1630г. После эпохальной Битвы при Сэкигахаре наступил мир. Но, поскольку многие кланы воевавшие не на той стороне были распущены, появились тысячи ронинов (самураи без хозяина и службы), оказавшихся в бедственном положении. Жёсткие сословные предписания не позволяют самураю заниматься крестьянской работой, он воин. Во время войны любой клан с радостью примет бесхозного самурая, умеющего обращаться с мечом, но в условиях мира никому не нужны лишние рты. Многие люди чести и вчерашние герои оказались на грани или за гранью нищеты.
Однажды в замок клана Ии стучится ронин Хансиро Цугумо, с просьбой предоставить ему место и всё необходимое для совершения харакири. Лучше достойно и с честью умереть, чем влачить жалкое и никчемное существование. Старший советник клана выражает восхищение мужеством такого поступка, но сомневается в искренности намерений пришедшего. Не так давно к ним приходил некий Мотомэ Чизива с аналогичной просьбой и закончилось всё... Рассказав эту историю, он предлагает ронину уйти, чтобы не случилось позора. Но, Хансиро Цугумо (в блестящем исполнении Тацуя Накадаи) отвечает, что твёрд в своём намерении, он не пришёл за подачкой и не отступит от принятого решения.
Начинается церемония и Хансиро пользуется правом самому выбрать себе секунданта (того, кто после двукратного разреза живота, отрубит совершающему харакири голову). Он называет имена трёх самых достойных и авторитетных самураев клана, но все оказываются внезапно тяжело больными. Пользуясь заминкой Хансиро предлагает всем присутствующим и советнику выслушать его историю. Точнее их общую с Мотомэ Чизива, его зятя, с которым клан поступил бесчеловечно. Своими словами о том, что честь самурая превратилась в пустой звук он доводит ситуацию до кульминации, вызвав "праведный" гнев советника. Может для таких бродяг это и пустые слова, но они, самураи клана Ии чтут кодекс и для них он является непоколебимым жизненным принципом. Однако, в отличие от советника и всех присутствующих, Хансиро знает причину внезапной болезни той самой, достопочтенной и славной троицы.
Нищий, полуголодный и доведённый до отчаяния ронин наглядно демонстрирует высокомерным членам клана, гордящимся своими предками, что он знает о чести самурая гораздо больше чем они. Точнее говоря тычет их носом в собственное лицемерие. Что, конечно, непростительно и непростимо.
Однако, трагедия произошедшая в замке Ии будет рассказана иначе. Кобаяси как бы говорит, что история это во многом нагромождение мифов, она зачастую повествует о искусственных, но правильных героях и молчит о настоящих, но неудобных.
"Харакири" и "Восставший" (1967) Joiuchi: hairyo tsuma shimatsu, лучшие фильмы Кобаяси, являются по сути дилогией и взаимодополняют друг друга. Хотя и по отдельности совершенны. Шикарная работа мастера, пересмотрел через много лет с огромным удовольствием.
P.S. Совет, к которому мало кто прислушается: смотреть в оригинале, с субтитрами.
10/10