Фильм-плакат к 60-летию Октябрьской революции. В фильме использованы мотивы работ художников 20-х годов: Лентулова, Альтмана, Петрова-Водкина, Малевича, Дейнеки, Шагала, Филонова и других.
«„25-е — Первый день“, моя первая работа (совместно с Аркадием Тюриным), сделана в 1967-1968 годах. Мы задумывали революционно-романтический этюд, в котором живопись русского и европейского авангарда 10-20-х годов соединилась с музыкой великого композитора Дмитрия Шостаковича. Живопись этого времени невероятно кинематографична; в ней скрыта, сжата метафизика времени. Мы делали фильм с ощущением Революции как начала мощного культурного процесса. Нас вдохновлял тот факт, что произведения художников были наполнены идеей обновления мира, творения своей судьбы.»
Юрий Норштейн
Сеча при Керженце (1968): По мотивам легеды и симфонической поэмы Римского-Корсакова о невидимом граде Китеже, который ушел под воды озера, чтобы избежать татарского нашествия. В фильме использованы мотивы русской фресковой живописи XIV-XVI веков.
Лиса и заяц (1973): По всем известной с детства русской народной сказке в пересказе В.Даля.
Цапля и журавль(1974): Что это за фильм «Журавль и Цапля»! Печальный, нежный, смешной, с дождями — старый парк, серебряное небо, туманы, далекая музыка и два одиноких существа, последние аристократы этих мест, среди колонн разрушенной беседки. Там царствует робкая, гордая любовь. Обедневшие изгнанники, ни кола ни двора, имущества нет, только руины. Один зонтик на всю вселенную, какая-то полуцелая шляпка, бусы из рябины. Нелепые, породистые носы. Вздорные характеры. И эта нежная, прощальная музыка о любви, которой нельзя сбыться… Великий фильм о любви, когда зритель всей душой жаждет финального поцелуя, но его никогда не будет.
Людмила Петрушевская
Ёжик в тумане (1975):Каждый вечер встречались Ежик и Медвежонок, пили чай с малиновым вареньем и любовались звездным небом. Но раз как-то пошел Ежик к другу, да заблудился в тумане...
Этот фильм нельзя рассказать, как музыку, как природу, как Красоту... Ни одно описание не способно передать его тонкости, все слова слишком просты и пошлы, они не могут передать волшебство созданного на экране мира...
Сказка сказок: Детей войны (1979) — Норштейна и Петрушевскую — сблизило общее ощущение боли и счастья. «Наше детство пришлось на конец войны, и мы вечно должны помнить, что счастье — это каждый мирный день. Каждый», — писал Норштейн, пытаясь сформулировать замысел «Сказки сказок». Сюжет родился из стихотворения Назыма Хикмета. Намеренно несобытийный, он вел через метафоры и воспоминания к одному простому звуку: «Живем».
Стоим над водой -
солнце, кошка, чинара, я и наша судьба.
Вода прохладная,
чинара высокая,
я стихи сочиняю,
кошка дремлет,
солнце греет.
Слава Богу, живем!
Главным героем «Сказки сказок»стал маленький волчонок с испуганными глазами.
Его прототипом был вынутый из реки маленький котенок с камнем на шее, вернее, фотография из французского журнала, которую сын знакомой Юрия Норштейна нашел на улице и принес отцу...
Фильм признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведённого Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г.
Мой зеленый крокодил (1966): Невзрачному Крокодилу и красавице Корове нравилось одно и то же - они любили цветы и листья. И потому полюбили друг друга. Но осенью цветы завяли, листья опали, и тогда Крокодил, чтобы удержать любимую, сам превратился в вечнозеленый листок.
Времена года (1969): Фантазия на музыку Чайковского из альбома "Времена года". В изобразительном решении использваны кружева и вятская игрушка.